Мой город Москва

Веды

Веды представляют собой древнейшие и наиболее авторитетные священные книги индуизма. Все остальные священные книги играют по отношению к ним подчиненную роль. Они не являются ничьим сочинением, они «открылись» Риши; поэтому их называют «шрути» - услышанное. Наиболее ранняя часть Вед, возможно, была написана между 2000 г. до н.э. и 1000 г. до н.э. Существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Каждая из них содержит четыре раздела: Самхита, Брахмана, Араньяка и Упанишады.

Самхита. Этот раздел представляет собой сборник гимнов, посвященных различным божествам. Многие из этих гимнов обладают глубоким мистическим смыслом.

Брахмана. Этот раздел посвящен различным ритуалам, а также изложению нравственных принципов.

Араньяка. Этот раздел содержит различные темы для медитаций или размышлений. Некоторые из этих медитаций являются размышлениями над смыслом внешних ритуалов.

Упанишады. В них зафиксирован трансцендентальный опыт, обретенный Риши посредством различных созерцательных техник. Этот опыт представляет собой откровения об Атмане, Брахмане и других вечных, универсальных истинах, связанных с Высшей Реальностью.

Эти вечные истины и принципы духовного мира, разбросанные по Упанишадам, были сведены воедино и систематизированы Бадараяной в форме сутр или афоризмов в 5 в. до н.э. Эти сутры, известные как Брахма-сутры, являются основой философской системы, известной как Веданта-Даршана.

Веданта

Таким образом, термин Веданта может обозначать три взаимосвязанных понятия:

  1. собирательное название упанишад, которые составляют последнюю и наиболее важную часть вед;
  2. вечные истины и принципы духовной сферы бытия;
  3. систему философии, основанную на Брахма-сутрах.

Однако чаще всего термин Веданта используется именно в последнем значении, т. е. Веданта даршана (философия Веданты).

В этой связи необходимо отметить, что в первые века нашей эры в Индии возникло еще пять систем философии, а именно:

  1. Миманса, основанная Джаймини
  2. Вайшешика, основанная Канадой
  3. Ньяя, основанная Готамой
  4. Санкхья, основанная Капилой
  5. Йога, основанная Патанджали.

Эти пять систем философии всегда оставались уделом небольшой группы интеллектуалов. Ни одна из них никогда не воспринималась как основная религиозная система страны и, с течением времени, интерес к ним пропал. Только Веданта, начиная с Ведического периода, являлась основной философской системой Индии, и только Веданта стала отождествляться с религией страны. Как уже упоминалось, Веданта является и философией, и религией. Это сочетание религиозной и философской традиции в Индии, получило название Санатана Дхарма, «Вечная Религия», а позднее – Индуизм.